Никита Муллин, директор по андеррайтингу ICBA Russia и спикер Шестой конференции «Управление дебиторской задолженностью», рассказал CFO Russia про популярные инструменты защиты дебиторской задолженности и о том, как грамотно оценить возможности её страхования.
Назовите топ-3 популярных сегодня на рынке инструментов защиты дебиторской задолженности.
На первом месте – факторинг. Он бурно взлетел за последние несколько лет, потому что крупные банки заинтересовались развитием этого продукта и вложили в него серьёзные средства. На втором месте остаётся страхование дебиторской задолженности. Рост популярности этого инструмента мы отмечаем по статистике страховых компаний, по цифрам Центробанка, наблюдаем рост премий крупных страховщиков. Ряд крупнейших российских страховых компаний открывает подразделения, которые начинают заниматься страхованием дебиторской задолженности. Третье место занимают методы, которые использует сам бизнес. Это, например, переход на отсрочки на авансы, на предоплату. В период коронавируса многие компании из среднего и малого бизнеса перешли на такой способ защиты дебиторки. Это оказалось удобно для обеих сторон: как покупателей, так и поставщиков.
Как эффективно произвести оценку возможностей страхования дебиторской задолженности?
Оценить возможность страхования дебиторской задолженности достаточно легко. У любой компании, которая хочет этим заняться, есть портфель дебиторов, с которыми они работают по отсрочке платежа. В этом портфеле разнообразные контрагенты – от крупных, которые поставляют большие объёмы, до маленьких ИП, ООО, с которыми происходят отгрузки раз в месяц или реже. Возможность страхования дебиторской задолженности можно оценить, отправив данный портфель на котировку брокеру.
Есть ряд условий, по которым стоит оценить портфель, прежде чем отправлять. Главный критерий – это диверсификация регистра. Страховщики не готовы брать только рискованных контрагентов, но с удовольствием возьмут крупных контрагентов с низким риском. Поэтому клиент должен соблюдать баланс: необходимо хотя бы несколько надёжных контрагентов и ряд среднерисковых, которых хочется застраховать. С таким портфелем можно отправиться на страховой рынок, получить котировку и выбирать между контрагентами: кто лучше закрывает риски, кто больше подходит по коммерческим условиям.
Если вы начинающий бизнес и у вас есть только ряд контрагентов, которых бы вы хотели отправить на страхование, страховой брокер может оценить потенциал вашего портфеля. Это достаточно быстрая процедура. Сейчас на рынке такого рода услуги, то есть оценка возможности страхования вашего портфеля, потребуют затрат только вашего времени, поскольку они бесплатны.
Если производить эту оценку внутри компании, то какие отделы должны принимать участие в ней?
Обычно инициатива здесь должна исходить от собственника бизнеса. Лучше всего, когда он понимает, что его дебиторская задолженность – это актив, который должен быть застрахован. Потом идёт обмен информацией между финансовым и коммерческим отделами, и происходит синтез данных. У финансового отдела есть чёткие цифры по отгрузкам, просрочкам, статусу дебиторской задолженности по каждому контрагенту. А коммерческий отдел (отдел продаж), который заинтересован в отгрузках, готовит суммы годового торгового оборота по контрагентам на отсрочке платежа. Обычно в зависимости от того, кто сильнее в компании, – финансовый директор или коммерческий, мы получаем различающиеся данные. То есть с уклоном либо в одну, либо в другую сторону, потому что страхование дебиторской задолженности может или помочь развить нам продажи, или сохранить тот уровень, который сейчас есть. Таким образом, оценка возможностей страхования ДЗ финансовым и коммерческим отделом под контролем собственников бизнеса – это идеальная картина.